Сеющие слезами, радостию пожнут.

Как стало известно, с Кыштымом связаны имена трех новомучеников, причисленных к Лику Святых.

 ikona_svshhm_konstantina_alekseea

Наиболее изученной на сегодня является судьба Константина Алексеева, служившего в 1910-1912 годах в Духосошественской церкви Кыштыма и преподававшего Закон Божий в одноклассном училище. В минувшем ноябре исполнилось бы 140 лет со дня его рождения. Поисковой работой занималась Лариса Валентиновна Савелюк, прихожанка храма Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Оказалось, что одновременно с ней и независимо друг от друга, изучением его жития занимались еще несколько человек: научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии, секретарь Уральского церковно-исторического общества Печерин Андрей Владимирович, краевед Богомолов Валерий Васильевич, настоятель храма в честь «Рождества Христова» поселка Алтынай иерей Борис Бароев с матушкой Татьяной Сахаровой.

Сеющие слезами, радостию пожнут

Большая часть земного пребывания священномученика Константина (Алексеева) связана с Зауральем – территорией, прилегающей к восточному склону Урала, окраинной частью Западно-Сибирской равнины, и относительно кратковременно, но не менее важно и дорого теперь его пребывание и на нашей кыштымской земле. Свой земной путь Константин Алексеев мученически закончил в июле 1918 года неподалеку от железно-дорожной станции Антрацит – ныне станция Алтынай Сухоложского района. Нет еще фотографии священномученика, не определены точная дата смерти и место его захоронения, но уже очевидно, что Господу угодно открыть более подробно жизнь своего святого.

Обобщенные сведения показали, что с младенческого возраста Господь готовил будущего священномученика к достойному принятию сана священника и в дальнейшем – мученического венца – через многие скорби и слезы. Когда я с болью в сердце обдумывала некоторые скорбные моменты жизни Константина Алексеева, Господь подсказал: «Сеющие слезами, радостию пожнут» ( Пс. 125,5), разъяснив это словами святых Ионна Златоуста и Макария: «Нам надо много трудиться и изнуряться и потом уже искать себе покоя. Ведь и сеятель должен много работать и трудиться. Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны и искушения, и скорби, чтобы смягчить ее жестокость, чтобы она не возгордилась. Не иначе ты сподобишься дивных и блаженных зрелищ горнего Иерусалима, как ты будешь день и ночь проливать слезы».

Первым русским поселением в Зауралье был Далматовский Успенский монастырь, основанный преподобным Далматом Исетским в 1644 году. В 25 верстах к северу от монастыря находилась слобода Тамакульская с острогом, куда и был назначен дьячком Стефан Ильич Капустин второго 18 августа 1842 года – дед священномученика Константина по линии матери. Род Капустиных из Зауралья дал истории русской Православной церкви выдающегося деятеля архимандрита Антонина (Капустина), трудами которого было положено создание Русской Палестины — уникальной территории России на Святой Земле.

В период с 1864 года до начала 1869 года Стефан Капустин отдает свою дочь Александру (будущую мать святого) замуж за псаломщика Николая Ивановича Алексеева.

3 ноября 1873 года Господь даровал супругам второго сына – Константина – будущего священномученика. На следующий день после рождения, 4 ноября, его крестили в каменном однопрестольном храме во имя Казанской иконы Божией Матери в с. Новое Камышловского уезда. Таинство крещения совершили священник Николай Словцов и псаломщик Стефан Капустин, он же и принимал крещаемого внука из святой купели, став его восприемником. Второй восприемницей была тетя, Елисавета Стефановна, сестра родительницы Константина.

Восприемник “на всю жизнь берет на себя ответственность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца”. Судьба Елисаветы Стефановны Капустиной от нас пока сокрыта, а вот о Стефане Капустине известно, что его земные молитвы о внуке не прерывались еще как минимум 20 лет.

Но вернемся к Александре Стефановне – думается, что на ту пору ей было около 22-23 лет. Позади волнение и боль, а сердце уже переполнено любовью к мужу, старшему сыну Феодору и рожденному Константину. Поэтически это можно представить так:

Спят дети в колыбели, сидит в раздумье мать

И глаз своих не может от сына оторвать…

Мой милый, милый мальчик, – так шепчет мать, – темно

Грядущее, кто знает, что даст тебе оно?…

И я молюсь, мой милый, чтоб силы ты имел

Любить, скорбеть, трудиться, чтоб стойким быть умел,

Чтоб пред добра святыней, пред правды алтарём

Стоял ты неподвижно служителем-жрецом»…

Через два с половиной года, 31 мая 1876 года, у Константина появляется младший брат Павел. В этот момент или в течение 3-х последующих лет – точно пока неизвестно, – душа Александры Стефановны Алексеевой отошла ко Господу, – не довелось ей при земной жизни знать судьбу своих сыновей. Но нам хочется довериться апостолу Павлу, сказавшему, что «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13.8), и думать, что та любовь, которою были согреты младенец Константин и его братья через свою маму Александру Стефановну, пребывала с ними всегда.

Таким образом, в младенческом возрасте Константин Алексеев лишился матери. Невозможно нам в полной мере прочувствовать детскую боль маленького мальчика и страдания его отца Николая Алексеева, оставшегося без жены с тремя сыновьями. Только Господь в силах помочь в подобных скорбях – « … мы чувствуем, что Он нас понимает, что Он с нами страдает, что наша скорбь ему не чужда, что Он говорит с нами в этой скорби, говорит как Тот, Кто плакал с сестрами Лазаря и с матерью у гроба сына; как Тот, Кто изведал Сам все испытания и скорби… Он говорил слова, которые никто другой не скажет и которые изливаются, как елей, на наши сердечные раны. Он и нам говорит, как Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11,25). Тот, кого ты оплакиваешь, воскреснет. Внимая этому божественному голосу, наше горе утихает, луч небесного Света озаряет свежую могилу и нашу мрачную будущность, и мы сознаем, что, соединяясь со Христом, мы не можем назвать нашу жизнь безотрадною».

Николай Иванович, возможно, мечтал послужить Богу и людям в священном сане, но Господь распорядился иначе. Служителем «Алтаря Господня» он уже быть не мог, так как священник должен быть «муж одной жены» (Тит. 1.5-6), а ему теперь нужна была другая жена, которая занималась бы его тремя малыми детьми. Ею согласилась стать Елена Иоановна, а мечты о священстве воплотились во всех трех его сыновьях.

1 июля 1877 года отец Константина определен штатным псаломщиком к церкви села Барабановского Камышловского уезда. Это село располагалось на небольшой речке Исток, изобилующей ключами, в 95 верстах от Екатеринбурга – здесь прошли детские годы нашего священномученика..

«Сегодня ты будешь исповедываться, т. е. вслух пред священником сказывать, открывать Богу свои грехи, – те нехорошие мысли, на которых ты иногда быть может останавливался, те слова, которые ты постыдился бы произнести при посторонних, например, в присутствии родителей, и те дела, за которые тебе потом становилось стыдно самого себя, – возможно, подобными словами накануне первой исповеди псаломщик Николай Алексеев напутствовал своего семилетнего сына Константина. – … Теперь представь себе, что твоя душа есть тот же дом: много в нем накопилось разнаго сору, сраму – разумею грехи, а между тем скоро, если Господь сподобит – завтра, в этот дом ты должен будешь принять самого знатного, дорогого Гостя – Господа Иисуса Христа в образе пречистых Его Тела и Крови…» Так, вероятно, отец готовил к таинствам церкви своего сына, будущего святого.

Кроме благочестивого отца к детской душе будущего священномученика Константина Господом был приставлен опытный в общении с детьми пастырь, имеющий за плечами годы трудов по воспитанию семи собственных чад, и, кроме того, также познавший с детства сиротство – им был священник Барабановского прихода Стефан Панов (отец священномученика Иоасафа Панова).

Думается, что он любил детей, относился к ним с теплотой, с неподдельным интересом, смотрел на ребенка, как на бутон, которому надлежит либо раскрыться, либо завянуть.

В Барабановском селе у Константина появились еще брат Александр, сестры Клавдия и Екатерина. Будучи 10-летним отроком, Константин был восприемником своей сестры Клавдии. Эта добрая традиция, когда дети становятся восприемниками своих младших сестер и братьев, поддерживалась в будущем и в семье Константина и Евдокии Алексеевых: так у детей воспитывалась ответственность молиться друг за друга.

Вдуховном сословии, к которому относилась семья псаломщика Николая Алексеева, отца будущего священномученика, обучение детей грамоте считалось делом священным – грамота давала ключ к чтению и уразумению Божественных писаний, а «получение традиционного духовного образования было гарантией получения пусть и не дающего больших доходов, но привычного места на приходе». После обучения в церковно-приходской, народной или земской школе дети отдавались на обучение в уездное духовное училище – ученики из Екатеринбургского, Верхотурского, Камышловского, Шадринского и Ирбитского уездов до 1888 года обучались в Далматовском духовном училище, которое затем из Далматова было переведено в уездный город Камышлов. Обучение было платным, и семьям псаломщиков, диаконов и даже «достаточных» сельских священников приходилось ограничивать собственные потребности до минимума ради воспитания и обучения своих детей, которых было не по одному. Так, у псаломщика Николая Алексеева – было шесть детей, у священника Стефана Панова – семь, а в будущем у Константина Алексеева – десять. Но «исполняющего свой долг и преданного воле Божией сам Господь выручает. То детей вразумляет усилением их способностей, так что они своими добрыми успехами приобретают право на бесплатное содержание. То помогает в личном хозяйственном труде родителей, и этот труд дает необходимые избытки. То посылает добрых людей, которые помогают. Бывает, неведомо как трудности улаживаются. Господь помогает, когда это нужно». Так, с Божьей помощью, обучал своих сыновей и Николай Алексеев.

Опираясь на фактические документы, с Божьей помощью, нам удалось узнать точную дату рождения, проследить младенчество и отроческие годы до поступления в духовное училище священномученика Константина Алексеева. Удивительно, что все это совпало с 140-летием со дня его рождения (3/16 ноября) святого.

Надеемся, что наш опыт вдохновит кыштымцев в таком важном деле, как изучение истории своего города и богатой, но мало изученной на сегодня истории Православия, а также жизни новомучеников и исповедников Российских. По одному мудрому изречению, в то время, как мы изучаем жития угодников Божиих, они молятся о нас милосердному Господу.