Колокола разговорить непросто.

Местные звонари мечтают устроить единый перезвон. И хотя они служат в разных храмах, не отгораживаются друг от друга, а вместе оттачивают мастерство.

Юрий Карпов (справа) охотно делится своим опытом и знаниями по звонарному делу с Виталием Савелюком.

Юрий Карпов (справа) охотно делится своим опытом и знаниями по звонарному делу с Виталием Савелюком.

 Сцена из комедии – это кощунство

Напомню, восемь колоко­лов на старейшей церкви горо­да были установлены 29 ноября. Потребовалось время, чтобы создать пульт из тяг и ножных педалей для управления «мед­ными динамиками». И вот вече­ром третьего декабря, накануне православного праздника Введе­ния во храм Пресвятой Богоро­дицы, со старинной колокольни, которая молчаливой громадой стояла все десятилетия совет­ской власти, раздался колоколь­ный звон!

Звонил Виталий Савелюк, который работает геологом в АО «Кыштымский ГОК», а звонарём стал около года назад. Виталий всерьёз занимается и самооб­разованием в звонарском деле: приобретает аудиодиски с запи­сями старинных звонниц, изуча­ет уроки, которые выкладывают в интернет российские звонари. И уже делится опытом с теми, кто мечтает попробовать себя в качестве звонаря.

– За последний год я побывал в нескольких храмах и звонил на их колокольнях. Благо, настояте­ли понимают, что начинающим звонарям надо набивать руку, – рассказывает Виталий Савелюк. – Каждый звон для меня – словно маленький праздник. Сейчас я успеваю отбить службу в храме Николая Чудотворца на Нижнем Кыштыме, а потом переезжаю в эту церковь, прихожанином ко­торой являюсь. Когда становлюсь за пульт, испытываю необъясни­мое чувство радости и умиротво­рения, ощущение вечности.

А первым наставником Ви­талия в колокольном деле стал Юрий Карпов, автослесарь по ос­новной профессии, который с ко­локольни Христорождественско­го храма, исполняя церковный устав, уже 10 лет шлёт колоколь­ные сигналы в дни православных праздников, извещая горожан о церковных службах.

У кыштымских звонарей были совместные поездки в монастырь в село Булзи, в челябинские хра­мы, где также удавалось учиться умению «разговорить» колокола. Там состоялось их знакомство и с Андреем Васильевичем Кур­батовым, который в совершен­стве владеет звонарским мастер­ством и во славу Божью, то есть без оплаты, помог восстановить колокольное убранство более чем на 40 южноуральских храмах.

С Виталием Савелюком и Юрием Карповым я поднялся на колокольню Святодухосоше­ствиевской церкви, чтобы сфо­тографировать их за пультом. Признаться, даже растерялся, когда они предложили мне по­пробовать свои силы, благо на­стоятель храма благословил эту тренировку. Для этого исполь­зовались три самых маленьких – зазвонных колокола. Виталий помог особым способом уложить в правую кисть веревки, привя­занные к колокольным языкам, и показал движения, чтобы до­биваться согласованного звона. Мой урок длился пять-семь ми­нут, но и этого хватило, чтобы потом на весь день в душе по­селилось необъяснимое чувство восторга и высокого духовного подъёма. И мне стало понятно, почему Виталий и Юрий Карпов в любую погоду поднимаются на высокие колокольни и встают к пульту, чтобы плыл над городом медный перезвон.

Помните эпизод из киноко­медии «Иван Васильевич меня­ет профессию»? В сцене погони Бунша на колокольне запутался в верёвках, и старинные колоко­ла вдруг заиграли сначала «Чи­жика-пыжика», а потом «Подмо­сковные вечера».

– На колоколах можно испол­нить любую мелодию, – говорит Юрий Карпов. – Но на церков­ных колоколах запрещено играть мирскую музыку. Колокола пред­назначены для того, чтобы созы­вать людей на службу, они соз­дают молитвенный, покаянный настрой. Сцена из комедии – это кощунство и оскорбление чувств верующих, но надо делать скидку на то, что снимали её в 1973 году.

Молитва по соглашению

В понимании обоих моих со­беседников, мастерство звона – сродни духовному долгу. Коли пришёл к Богу, то надо и потру­диться во имя Его без гордыни и самолюбования. При этом лёг­кое соперничество между ни­ми всё-таки присутствует. И это естественное стремление. Неда­ром Юрий Карпов рассказал, что раньше люди, жившие в окрест­ностях монастырей, по рисунку колокольного звона узнавали не только звонаря, но даже могли по звуковому ряду угадать, какое у него настроение.

Сохранились фотографии на­чала XX века, на которых хорошо видны колокола Христорожде­ственского храма. Увы, прошлое убранство кануло в лету. Свой 800-килограммовый благовест­ник Юрий Карпов называет «ре­вучим» за его характерную то­нальность. Он мечтает, что после ремонта фасада, который приход надеется завершить в 2017 году, настанет черёд обновления и ко­локольного убранства. Виталий Савелюк, несмотря на то что но­вым колоколам храма Сошествия Святого Духа на апостолов без году неделя, тоже мечтает о но­вом колоколе – для благовестни­ка в 2,5 тонны с восточной сторо­ны колокольни оставили самую крепкую балку, а прихожане уже собирают деньги на его заказ. Но есть у звонарей и общая мечта – устроить на 9 Мая единый благо­вест трёх (а в будущем – четырёх) кыштымских церквей, поддер­жав тем самым общероссийскую традицию, возникшую в этом го­ду по благословению Святейше­го Патриарха Кирилла. Три церк­ви в разных частях Кыштыма покроют колокольным звоном весь город. И это будет впервые для большинства ныне живущих кыштымцев, и это будет «молит­вой по соглашению» в память о погибших в годы Великой Оте- чественной войны, о духовном возрождении России, её процве­тании, о помощи всем и каждому в дни бедствий.

Роман БАХТИАРОВ, работник трикотажной фабрики:

Я учусь колокольному звону в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов. Для меня это уже стало потребностью. Мне посчастливилось в Сергиевом Посаде помогать в звоне 70-тонного старинного колокола. Там язык раскачивают восемь человек. Представляете, какая мощь, какой звук!