Святодухосошествиевская церковь (Мещеряков Б.)

2sv1Началось в книге «Приходы в церкви Екатеринбургской епархии», 1902 год) святая икона «Изображение Суда Божия». Ценным был также иконостас столярной работы с искусной резьбой. Но вот иконы, как отмечали служители церкви, были живописи посредственной. Однако церковь имела большое количество различной утвари, в том числе ценной: три серебряных чаши для благовонных жидкостей, несколько Евангелиев, крестов с украшениями, дароносицы серебряные, множество подсвечников, кадил и медных лампад. В церкви имелось восемь колоколов общим весом 215 пудов и один фунт. Все церковное имущество было записано в так называемые «шнуровые книги», за которые (и за имущество) нёс персональную ответственность церковный староста, например в 1827 году – крепостной крестьянин Спиридон Трифонов.
В октябре 1911 года эту церковь посетил высокий церковный сановник – преосвященнейший Митрофан – епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Это посещение было составной частью большого вожжа духовного лица. В это время церковь вместо сложного, двойного названия называлась «Святодухосошествиевская церковь» и даже ещё проще – «Духосошествиевская».
В итоге поездок Его Преосвященства по церквям Екатеринбургской епархии был опубликован отчёт в нескольких номерах журнала «Екатеринбургские епархиальные ведомости». О чём же говорится в этом отчёте о посещении церкви?

ph07_

Почти дословное следующее:
Эта церковь древнейшая на заводе. Построена тогдашним владельцем завода г. Демидовым и существует в своём первоначальном виде. Ремонты, каким она время от времени подвергалась, не нарушили её внешнего вида. Дикий уральский грани, из глыб которого она воздвигнута, оказался настолько прочным строительным материалом, что полуторавековое существование нисколько не отразилось на прочности постройки. Эта церковь двух-престольная. Во время пугачёвщины она подверглась осквернению. В притворе церкви висит на стене картина Страшного Суда. Там висела она и во время бунта. Должно быть мятежникам смотреть на неё было не особо приятно, а потом они её со злобою кололи своими копьями. Следы этих проколов сохранились и поныне… В настоящее время в приходе…

Нам, пожалуй, интересно отметить ныне и такие факты из истории этой церкви, о которых не говорилось в журнальном отчёте епископа Митрофана.
Это, прежде всего, о самоуправлении церкви. Существовало церковно-приходское попечительство, в которое входили видные богатые люди того времени: Л. А. Уриварт – директор «Кыштымской корпорации», А. Л. Лабутин – самый богатый купец Заводского посёлка и многие другие, с чисто кыштымскими фамилиями – В. С. Пузанов, М. Е. Швейкин, С. Г. Ерашкин, И. И. Пискунов, П. Г. Корольков, Г. Ф. Юдин, А. С. Тверсков…
И ещё один факт. Факт тяжбы между церковью и заводоуправлением, о котором в своё время сообщала Екатеринбургская газета «Уральская жизнь». Вокруг церкви к концу прошлого столетия возникло небольшое кладбище, которое, однако, по небрежению заводских чиновников стало местом складирования дров для заводских нужд. Церковь возражала, а заводоуправление действовало по-крыловски: «а Васька слушает, да ест», хотя председателем церковного попечительства был управляющий заводом Филипп Антонович Иванов (1912 год)…
После Великой Октябрьской социалистической революции Духосошествиевская церковь продолжала функционировать, хотя количество прихожан по различным причинам значительно сократилось. В 1935 году церковь была закрыта. Её оборудование, имущество было растащено или уничтожено. Само здание с тех пор использовалось под различные хозяйственные нужды. В разные годы в ней были склады, городской музей, типография и др. Ныне она находится в до предела запущенном состоянии. И правильно говорят горожане, что вид церкви – это позор Кыштыма. Надо ликвидировать этот позор. Горожане приветствуют стремление руководителей горно-обогатительного комбината, решивших отремонтировать здание церкви. Надо помоч им всем населением города. Духосошествиевская церковь – это самое старое здание в городе и представляет собой ценный памятник истории и культуры.