Старой церкви вернут молодость: реставрация

5stvВолонтёры работают по субботам. Разбирают ветхие перегородки, убирают десятилетиями копившийся хлам. На втором этаже, где зияющие дырами крыша и окна создали вольницу для голубей и прочих пернатых скопился полуметровый слой птичьего помёта. Чтобы увидеть пол второго этажа и освободить зал от кирпичных перегородок, понадобилось вывезти четыре грузовых машины мусора. В позапрошлую субботу в церкви опять кипела работа. На улицу выносили битый кирпич, остатки штукатурки, известковой побелки. Здесь же были и дети, которые в меру своих сил старались отмыть посеревшую известковую побелку стен церкви. И тогда на свет появлялись настенные фрески, изображения святых.
Путь к полному возрождению церкви ещё долог. Такой же долгой была дорога прихожан, добившихся возврата святыни в епархию. Несмотря на то, что ещё в 1997 году президентским указом ряд церквей, среди которых и Духосошествиевская в Кыштыме, были выделены из государственной собственности и переданы на баланс епархии. Чиновники из областного комитета по управлению имуществом этот указ президента “не заметили”. Лишь благодаря вмешательству депутата Госдумы М. Гришанкова удалось добиться справедливости.
На этом помощь государства по восстановлению церкви закончилась, – сказала помощник настоятеля Г. Шуварина. Мы обращались ко многим руководителям предприятий и организации города, но всё бесполезно. Кто-то сразу отказывал, кто-то кормил обещаниями.
Поневоле прихожанам пришлось отыскивать инвестиции… в мусоре, которого в церкви за период её приватизации тем же государством скопилось с избытком. Сдали без малого две тонны макулатуры, ждут своей очереди на весы и проржавевшие трубы отопления. Хотели сдать в утиль и несметное количество киноплёнки, от которой отказался кинопрокат, но затраты на её перевозку не окупятся предлагаемой стоимостью. А деньги необходимы. Не на оплату труда самих прихожан – они, понимая, что делают богоугодное дело, работают бесплатно. Потребует затрат восстановление кровли, системы отопления, оплатить придётся и старания профессиональных реставраторов, которые займутся настенной живописью.
Жаль, что часть фресок восстановить уже вряд ли удастся. Особенно в алтаре первого этажа. В своё время на славу постарались штукатуры-маляры, которые перед оштукатуриванием испещрили вековые стены насечками. От всей души лупили топориками по ликам святых. На то время святость была не в чести. Иначе не стали бы партийно-советские руководители давать распоряжения о размещении в религиозном храме и складов, и конюшни. Позже здесь квартировали типография, музей, дом пионеров и кинопрокат. А сейчас бывшие воспитанники дома пионеров, коих немало среди нынешних прихожан, вновь пришли в это здание. Чтобы восстановить справедливость и веру Ровесница города, эта церковь вытерпела многое, в том числе и осквернение толпой разноязычных повстанцев в 1774 году, когда в Кыштыме побывали воины-крестьяне Емельяна Пугачёва. На острове они разбили лагерь вокруг церкви, заводили в неё коней, жгли костры… После освобождения от пугачевцев местные верующие привели храм в надлежащий вид и вторично его освятили.
Если дальше заглядывать в историю, следует особо отметить само строительство, начатое в 1760 году по инициативе Екатеринбургского Духовного Правления и стараниями Никиты Акинфиевича Демидова на основе оригинального проекта. Во-первых, здание было сложено из дикого уральского камня, над которым не властно время. А во-вторых, церковь изначально была задумана двухэтажной, или как тогда говорили двухапартаментной.
По правилам церковь должна называться по первому этажу, – заметила Галина Петровна, – нижний приход наречён Именем Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Церковь же получила название по залу второго этажа – Имени Сошествия Святого Духа на Апостолов. Кстати, фрески там сохранились значительно лучше, только краски немного поблекли от времени.
По словам помощницы настоятеля, даже в полуразрушенной церкви проводятся службы, которые ведёт отец Николай. И потом прихожане отправляются на работу. До зимы необходимо не только очистить здание от залежей хлама, но и восстановить кровлю на двух куполах, отопительную систему на первом этаже. Второй этаж изначально был неотапливаемым. Собственных средств и пожертвований на это явно не хватит. Кроме городских предприятий, прихожане очень надеются на местных предпринимателей, способных продолжить славную Российскую традицию попечительства и миссионерства.
Галина Петровна заметила, что у входа в заново отстроенный Храм Христа Спасителя на мраморных табличках высечены имена состоятельных людей, способствовавших возрождению храма. После реставрации кыштымской церкви подробный же перечень будет составлен из имён наших земляков. Ведь существовало же в своё время церковно-приходное попечительство, в которое входили директор Кыштымской корпорации Л. Уркварт, купец заводского посёлка А. Лабутин и другие состоятельные люди. Не исключено, что кто-то из них и хоронён на территории церкви. Недавние находки могил за алтарём Христорождественской церкви подтверждают, что подобное кладбище есть и на острове. Там было принято хоронить тех, кто наиболее активно помогал развитию церкви.
Свою последнюю реставрацию старая церковь пережила в 1884 году. Живопись старых икон была заменена новой. Самым ценным имуществом являлась святая икона «Изображение Суда Божия», а также иконостас с искусной резьбой. Говорить об их сохранности сегодня было бы наивно. Впрочем, как и о восьми колоколах, наполнявших чистым перезвоном округу заводского посёлка.
В начале прошлого столетия число прихожан насчитывало более 6 тысяч обоего пола. Об этом говорит в отчёте Преосвященнейший Митрофан – епископ Екатеринбургский и Ирбитский, посетивший церковь в октябре 1911 года. «В приходе, – пишет он, – существует два мужских одноклассных училища, с 278 учащимися и одна земская женская школа, в которой обучается 280 девочек».
Конечно, в полной мере былых Российских реалий и традиций не вернуть. Пока лишь речь идёт о восстановлении старой церкви, осквернённой и поруганной в XX веке. Правда, в начале 90-х годов её ремонтом пытался заняться горно-обогатительный комбинат. Подготовили смету, составили проект работ, по которому сегодня работают добровольцы-прихожане. Они не оставляют веры и надежды, что их старания будут поддержаны и городской властью, и руководителями предприятий, и предпринимателями. После реставрации церковь будет освящена. В третий раз.
М. ГРАНИН.